Доступная среда

Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.

Задача образовательной организации — создать  «безбарьерную, доступную среду».

«Доступная среда» — это социальная программа, направленная на создание полноценных условий для интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общественную жизнь. Она стартовала в 2011 году и сегодня набирает обороты.

Государственная программа «Доступная среда» была начата в 2011 году и рассчитана до 2025 года.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы

 Подпрограммы

Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

Подпрограмма 2 "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов";

Подпрограмма 3 "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"

Создание доступной среды для всех

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

  • развитие инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п

 

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно - образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»  
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
  6. "Конституция Российской Федерации" (ст.8) 
  7. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) 
  8. Конвенция о правах инвалидов 
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации»
  10. «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

Все помещения образовательной организации приспособленны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата . Лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития .

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Все  объекты для проведения практических занятий,  приспособленны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата , с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ  к библиотечным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ  к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,  с нарушениями умственного развития – не ограничен.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В целях сопровождения эстетического, досугового, вокального, хореографического, сценического направлений приобретено современное музыкальное оборудование. Имеется и используется в учебном процессе аудио-видеоаппаратура.

В целом, материально-техническое, информационно-методическое и учебно-коррекционное  оснащение образовательного процесса отвечает лицензионным требованиям.

В образовательной организации функционирует сервер и внутренняя локальная сеть, сеть Wi-Fi объединяющая компьютеры на рабочих местах администрации, предметные кабинеты, методический кабинет. Все компьютеры объединены локальной сетью и имеют  выход в сеть Интернет.

Все имеющиеся кабинеты оснащены мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным требованиям; современным компьютерным и интерактивным оборудованием, учебные кабинеты паспортизированы, имеют планы перспективного развития, удовлетворяют требованиям производственной эстетики.

Специальные условия питания

В столовой образовательной организации имеется 1 обеденный зал. Пищеблок столовой оснащен соответствующим технологическим, холодильным оборудованием и необходимым инвентарем, имеются подсобные помещения для хранения столовой посуды, пищевых продуктов. Питание предоставляется в соответствии с требованиями государственных стандартов, санитарных правил и норм, относящихся к организации общественного питания, пищевым продуктам в образовательных учреждениях. Питание сбалансированное, блюда витаминизированные. Перед входом в столовую установлены раковины для мытья рук, электросушилки, . Сопровождение обучающихся в столовую осуществляют педагогические работники (тьютор, воспитатель, учитель) и ассистенты (помощники).

   Доступ  к столовой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.

Cпециальные условия охраны здоровья

Доступ  в медицинский кабинет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательной организации является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий  посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) 

В кабинете информатики имеется 6 стационарных рабочих и 1 компьютер — для учителя, который имеют выход в Интернет.  

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям ,  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата , с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развитият не ограничен.

В образовательной организации имеется сайт, на котором предусмотрена версия для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Перечень электронно – образовательных ресурсов

  • Информационно-образовательные ресурсы:
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал «Российское образование»
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Интернет-ресурсы для педагогов и родителей (полезные ссылки):
  • Федеральные образовательные порталы
  • Портал государственных и муниципальных услуг
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
  • Статистика российского образования
  • Федеральный центр образовательного законодательства
  • Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
  • Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
  • Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
  • государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций.

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Центр дистанционного высшего профессионального образования для молодежи с ограниченными возможностями — видеотрансляции лекций (mnepu.ru)
Центр создан Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы на базе МНЭПУ в 2007 году

Obrazovanie.perspektiva-inva.ru  Образование и инвалиды: ссылки на некоторые интернет-ресурсы

Образование инвалидов — сообщество в социальной сети Профессионалы.ру

Step-a-head.desc.ru Сделай шаг! Информационный портал для детей-инвалидов и их родителей

Дети-инвалиды: реально ли им получить образование? (25 июня 2010 —newsland.ru)

Home-edu.ru i-Школа (ГОУ Центр образования «Технологии обучения») открыта в 2003 году в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы. В школе обучается более 1 тысячи учащихся с 1 по 11 класс.

Школа предлагает учащимся более 100 курсов по различным предметным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому. В каждом направлении есть курсы, построенные по программам общеобразовательной школы, а также курсы творческие, проектные, для абитуриентов и для желающих получить предпрофессиональную подготовку.

Dislife.ru — портал для людей с ограниченными возможностями здоровья

PARALIFE | Ссылки на сайты инвалидов и для инвалидов (paralife.narod.ru)

YaInvalid.ru Я-Инвалид.ру — Сайт для инвалидов. Портал для людей с ограниченными физическими возможностями (ОФВ)

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

На территорию образовательной организации  обучающиеся  заходят со стороны главного корпуса.  Оборудован пандус для захода в здание , укреплен металлическими перилами. Дверной проём расширен для заезда коляски. 

На территории образовательной организации ведётся видеонаблюдение.

Таблица с названием организации на входе в здание имеет, дублирование шрифтом Брайля.

У входа имеется кнопка вызова для обращения инвалидов за помощью в сопровождении к месту предоставления услуги.

 Для обслуживания инвалидов выделена зона 1 этажа здания, в помещениях достаточно места для передвижения на кресле-коляске, для преодоления порогов дверных проёмов имеется мобильная рампа.

Степень доступности для различных категорий инвалидов и лиц с ОВЗ:

·         Инвалиды-посетители, использующие для перемещения кресло-коляску, доступно;

·         Инвалиды с патологией НОДА - доступно;

·         Инвалиды по зрению - частично доступно;

·         Инвалиды по слуху - доступно; 

·         Инвалиды с умственными нарушениями - доступно.

Санитарно-гигиенические помещения -доступно,

Помещения, место обслуживания инвалидов - имеются.